Классик казахстанской литературы

Печать
Поделиться в соц.сетях

Классик казахстанской литературы

УТЕУБАЕВ Марат Толеутемирович

кандидат исторических наук

профессор Российской Академии Естествознания

В исторической летописи любого народа есть немало крупных личностей, о которых говорят: «Великий сын своей земли». Таким великим сыном казахского народа является уроженец Павлодарского Прииртышья писатель и поэт Жусупбек Аймаутов. Его имя по праву вписано золотыми буквами в историю казахской литературы.

 

Сегодня независимый Казахстан – уважаемое и авторитетное государство в мире, признанная модель общенационального единства и общественного согласия. И в этом есть немалая заслуга тех, кто в сложное и переломное историческое время, когда проявления национальной культуры, духовности и языка расценивалось в негативном контексте, прилагал величайшие усилия, чтобы сохранить, укрепить, развить и приумножить богатейшую культуру и литературу, стремился обеспечить достойное будущее соотечественникам. И Жусупбек Аймаутов был одним из достойных фигур из плеяды тех великих исторических личностей на звездном небосклоне отечественной культуры и литературы.

Одним из основоположников казахской литературы и ярким представителем национальной творческой интеллигенции Казахстана является Жусупбек Аймаутов (1889 – 1930 гг.). Жусупбек Аймаутов – один из классиков казахской литературы, человек многосторонних интересов. Он просветитель, поэт и писатель,  ученый,  романист, прозаик, драматург, публицист, переводчик, литературовед, лингвист-исследователь, психолог, журналист, педагог, политический и общественный деятель.  Он оставил богатое литературное и научное наследие. Жусупбек Аймаутов родился в 1889 году в ауле «Кызылтау» в Павлодарском уезде тогдашней Семипалатинской губернии (ныне Баянаульский район Павлодарской области). Ж. Аймаутов жил в небогатой семье, но его прадеды Дандебай и Куан были уважаемыми и образованными людьми из знатного рода. Он с детства обучался арабской грамоте, кузнечному делу и резьбе по дереву. Ж. Аймаутов, несмотря на нужду и материальные лишения, успешно окончил Павлодарскую русско-казахскую школу в 1914 году и Семипалатинскую учительскую семинарию в 1918 году, где у него проявляется многогранный талант писателя, прозаика, драматурга, переводчика, психолога, лингвиста – исследователя.

Жусупбек Аймаутов восторженно встретил Февральскую революцию 1917 года, надеясь, что она принесет свободу, равенство, счастье народам России. Об этом он пишет в статье «Вставайте, народы! Объединяйтесь, бедняки! Вперед, молодежь!». Ж. Аймаутов являлся членом общества «Жас азамат». Будучи еще семинаристом, оказался в национально-демократической партии «Алаш», в которой он состоял с 1917 по 1919 год. Вместе с А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, и другими видными деятелями национальной либерально-демократической интеллигенции, он активный член руководства партии «Алаш – Орда». После  выхода из партии «Алаш» в 1919 году, он участвовал в становлении Советской власти в Павлодарском Прииртышье.

В январе 1920 года Жусупбек Аймаутов вступает в ряды Коммунистической партии, и с этого времени начинается его интенсивная и целенаправленная литературная и общественная деятельность.

Жусупбек Аймаутов – делегат учредительного съезда Советов Казахстана, член Президиума ЦИКа и коллегии Наркомпроса республики, член редакционной коллегии при Госиздате Казахстана, заместитель народного комиссара просвещения Казахстана, заведующий Семипалатинского ГубОНО, редактор советской газеты «Қазақ тілі» («Казахский язык»). В 1922 – 1924 годах он учительствует в Каркаралинской школе. Затем, переехав в Ташкент, сотрудничает с газетой «Ақ жол» («Светлый путь»), в 1926 – 1929 годах работает директором Шымкентского педагогического техникума.

Жусупбек Аймаутов – литературную деятельность начинал как поэт, он автор  4 романов, в том числе первого казахского советского романа «Карткожа» (1926 год) и «Акбилек» (1928 год), «Дамели». Ж. Аймаутов также – автор более 10 пьес, среди них первых казахских пьес – «Рабига», «Карьеристы», «Защитник народа», «Мелодия счастья», «Канапия и Шарбану», «Шернияз» и более 50 повестей. Ж. Аймаутов является автором сказок для детей и юношества: «Негодная шапка», «Вол – великан», «Старик и старуха», «Три девушки». Главными сюжетными линиями в произведениях Аймаутова стали проблемы равноправия женщин, нравственности, борьбы с пережитками прошлого, воспитания подрастающего поколения на идеалах добра и человечности.

В архивном фонде Дома – музея Мухтара Ауэзова в Алматы сохранилась анкета, собственноручно заполненная за три года до гибели Жусупбеком Аймаутовым, где он дает довольно подробные сведения о своей жизни и творчестве. По свидетельству автора, он начал писать стихи с 13 лет. Первая публикация была напечатана в 1913 году в газете «Казах». В 1918 году в Семипалатинске Ж. Аймаутов и М. Ауэзов издают литературный журнал «Абай». Первым редактором журнала был Ж. Аймаутов. В 2008 году литературному журналу  «Абай» исполнилось 90 лет, это старейший  литературный журнал в Казахстане, у истоков которого стояли два великих корифея отечественной культуры и литературы.  Неслучайно классик казахстанской литературы Мухтар Ауэзов называл Жусупбека Аймаутова своим учителем, наставником и другом.

Жусупбек Аймаутов был знаком с известными и крупными отечественными учеными К. И. Сатпаевым, А. Х. Маргуланом, которые по праву составляют цвет и гордость казахстанской науки.

Жусупбек Аймаутов как талантливый ученый активно участвовал в работе Общества изучения Казахстана – крупного центра изучения истории, этнографии, экономики и естественных наук республики в 20-е годы XXвека.

Жусупбек Аймаутов – человек разносторонних интересов. Он являлся автором ряда романов, многое сделал по сбору сочинений и популяризации творческого наследия С. Торайгырова. Его художественные произведения отличаются идейностью, богатством эстетических красок, мастерством художественного изложения, выразительностью языка, изяществом стиля. Названный «казахским Ушинским», он особых успехов достиг на поприще педагогики и психологии, искусства. В 1924 – 1929 годах Аймаутов проявил себя как ученый-психолог. Им был написан целый ряд учебников и методических пособий для преподавателей школ и педагогических учебных заведений. В 1924 году он издает учебное пособие «Дидактика» и «Руководство по воспитанию». Затем выходит его книга «Комплексная система методов ведения урока». А в 1926 году Аймаутов выпускает сразу несколько научных трудов: «Психология», «Психология и искусствоведение» и «Психология и выбор профессии» и другие работы. Так его книга «Психология и выбор профессии» было отпечатано в Москве, в типографии Совета Национальностей РСФСР. Книги Аймаутова по психологии интересны не только в историческом плане, но и в плане становления национальной терминологии по психологии. Эти книги не потеряли своей актуальности и сейчас в наше время.

Исследователи творчества Ж. Аймаутова считают, что «его психологические и педагогические труды составят три тома, а их перевод и публикация на русском языке станут большим событием, ибо доселе подобных сочинений, написанных с учетом национальной специфики, они не знают».

Им были переведены на казахский язык научные монографии «Краткий курс политической экономии» А. А. Богданова, «Краткое описание русской истории» М. Н. Покровского, «Азбука коммунизма» Н. И. Бухарина и Е. А. Покровского, «Конституция РСФСР», «Вопросы и мысли» П. И. Стучки, учебник «Первые практические уроки по химии» С. Сазонова и В. Верховского. Он написал множество публицистических произведений, литературно-критических статей, в том числе такие литературоведческие работы, как «Поэты абаевской школы» (1918 год, совместно с М. Ауэзовым), «О поэтическом творчестве Магжана» (имеется в виду поэзия М. Жумабаева), (1923 год), «О переводе» (1925 год), «Песнь о соколе» (1925 год). Последняя статья посвящена творчеству М. Горького. Великий классик советской литературы Максим Горький назвал Жусупбека Аймаутова «одной из вершин казахской литературы». В свою очередь, Аймаутов считал Алексея Максимовича Горького своим учителем, родоначальником всех писателей и поэтов России XXвека.

Жусупбек Аймаутов своими переводами сделал достоянием народа произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, А. П. Чехова, А. М. Горького, Г. Тукая, У. Шекспира, Ф. Шиллера, В. Гюго, А. Дюма, Ж. Мольера, Г. Мопассана, С. Цвейга, Р. Тагора, Д. Лондона. Блистательный переводчик Аймаутов смог передать всю красоту и первозданность «Скупого рыцаря» и «Каменного гостя» А. С. Пушкина, «Ревизора» Н. В. Гоголя, «Отверженных» В. Гюго, произведений У. Шекспира, рассказов Л. Н. Толстого.  Ж. Аймаутов – впервые в 1924 году, перевел на казахский язык коммунистический партийный гимн «Интернационал». Он первым в казахской литературе создал художественный образ В. И. Ленина. Жусупбек Аймаутов используя европейские стандарты, заложил основы режиссуры казахского театра. На страницах газет и журналов тех лет он опубликовал серию статей об интернациональном, нравственном и эстетическом воспитании, а также по проблемам культуры, литературы,  музыки, графики, экономики, образования, двуязычия, методики преподавания русского языка, совершенствования правописания казахского языка, что очень актуально и в наши дни.

Но нелегко жилось талантливому и образованному человеку с «алашординским прошлым» в то время. Трагическую роль в судьбе Жусупбека Аймаутова сыграло письмо И. В. Сталина о газете «Ақжол», которое положило началу кампании по устранению старой национальной интеллигенции от общественно-политической деятельности. Эту репрессивную кампанию сталинского режима стал проводить в Казахстане Ф. И. Голощекин – глава партийной организации республики в 1925 – 1933 годах, друг Я. М. Свердлова, один из организаторов убийства царской семьи в 1918 году. Главный удар он обрушил на национальную интеллигенцию, прежде всего на деятелей культуры, писателей, поэтов, ученых. Ж. Аймаутов стал первой жертвой  первой волны сталинских репрессий в Казахстане.

7 апреля 1925 года ЦК РКП(б) с подачи Н. И. Ежова, будущего секретаря ЦК партии и главы НКВД СССР, выносит решение о закрытии казахской газеты «Ақжол» якобы за ее националистическую направленность. Редакция газеты разгоняется. В 1925 году по различным доносам Ж. Аймаутов был исключен из партии, привлекался к суду, но вскоре оправдан. Через четыре года Ж. Аймаутова постигла участь его коллег по правительству «Алаш-Орды». 20 мая 1929 года Жусупбек Аймаутов был вновь арестован, якобы за участие в подпольной буржуазной националистической организации. 

В 2009 году общественность Казахстана отметила 120-летие со дня рождения одного из основоположников отечественной литературы Жусупбека Аймаутова. В этой связи, крайне актуальным в 2009 году стало мое обращение-запрос в Москву, в Кремль на имя тогдашнего Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, тогдашнего Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, а также в Центральный архив ФСБ России с просьбой рассекретить документальные материалы о трагической судьбе великого классика казахстанской литературы. Все это было отражено в Докладе Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий от 19 октября 2009 года (протокол № 1) где, в том числе отмечалось: «Историк из Казахстана М. Утеубаев просит рассекретить документальные материалы об обстоятельствах ареста и расстрела в Москве в 1931 году классика казахской литературы, поэта и просветителя Жусупбека Аймаутова, 120-летие со дня рождения которого будет отмечаться в 2009 году».

Кроме того, в протоколе к постановлению Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий отмечено в пункте 3: «Представить Доклад и Рекомендации Президенту Российской Федерации».

В Центральном архиве ФСБ России имеются сведения о том, что Аймаутов Жусупбек Аймаутович, 1889 года рождения, уроженец аула 1 Павлодарского уезда Кзыл-Тавской волости Семипалатинской губернии, осужден 4 апреля 1930 г. решением Коллегии ОГПУ при СНК СССР по ст. ст. 58-7, 58-11 и 59-3 УК РСФСР к ВМН – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 21 апреля 1930 года в г. Москве. Захоронен Жусупбек Аймаутов на Ваганьковском кладбище г. Москвы. («Управление регистрации и архивных фондов ФСБ России»).

Кроме того, в Департаменте КНБ Республики Казахстан по г. Алматы хранится архивное уголовное дело № 011494, в отношении 44 человек, лидеров партии «Алаш», среди которых проходит и Аймаутов Жусупбек Аймаутович, 1889 года рождения, уроженец Семипалатинской области, который 4 апреля 1930 года решением коллегии ОГПУ при СНК СССР по ст. ст. 58-7, 11, и 59-3 УК РСФСР приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 21 апреля 1930 года в г. Москве.

Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Казахской ССР от 4 ноября 1988 года дело в отношении Аймаутова Ж. прекращено за отсутствием состава преступления, т.е. он реабилитирован.

Аймаутов Жусупбек Аймаутович, занесен в «Книгу Скорби», выпуск 1 (1996 г.), которая включает списки лиц, расстрелянных в период массовых политических репрессий в 1920-1950 г.г.

Каких-либо других материалов, на Аймаутова Ж., в уголовном деле не имеется. («ДКНБ по г. Алматы, ул. Байзакова, 275 «А»).

Творческое наследие Жусупбека Аймаутова в течение многих десятилетий было под запретом. И только 4 ноября 1988 года Верховный суд Казахстана полностью реабилитировал великого писателя ввиду отсутствия в его действиях состава преступления.

Жусупбек Аймаутов, занесен в «Книгу Скорби», выпуск 1 (1996 г.), которая включает списки лиц, расстрелянных в период массовых политических репрессий в 1920-1950 годах. Кроме того, его имя занесено в книгу «Расстрельные списки», выпуск 2 (Москва, «Мемориал», 1995 г.)

24 октября 1994 года на торжественном собрании общественности, посвященном Дню Республики Президент страны Нурсултан Назарбаев, отметил: «Коллективизация, массовый голод, откочевка казахов за пределы своей исторической родины – все это недавнее прошлое. Сакен Сейфуллин, Беимбет Майлин, Султанбек Кожанов и еще 65 тысяч лучших сыновей и дочерей казахского народа были уничтожены в Казахстане в годы сталинских репрессий». На примере лишь одного человека Президент Нурсултан Назарбаев показал, как тоталитарная система целенаправленно и изощренно преследовала тех, кого объявляла своим врагом. «Недавно отыскался сын выдающегося казахского писателя и общественного деятеля Жусупбека Аймаутова, репрессированного и расстрелянного в 1930 году. Трагически сложилась жизнь этого человека, вина которого заключалась лишь в том, что он был сыном своего отца и не отказался от него. Вплоть до 50-х годов он преследовался карательными органами, был посажен в тюрьму, потерял не только родину, но и собственное имя. И сегодня этот уже пожилой человек живет в Алтайском крае, превратившись из Бектура в Виктора» (газета «Казахстанская правда» № 172 от 25 октября 1994 года). Это отметил в своем докладе Президент страны Нурсултан Назарбаев.

По – разному, сложилась жизнь и судьба детей Жусупбека Аймаутова. Его внуки проживают в Казахстане, России, в Москве, Санкт-Петербурге.

За свою короткую жизнь, Жусупбек Аймаутов плодотворно проявив себя в разных жанрах, оставил содержательное глубокое творчество. Его книги возвращаются к народу. Они составили  антологию литературной, общественной и гуманистической мысли.

Богатое творческое наследие Жусупбека Аймаутова было собрано, исследовано учеными института литературы и искусства имени М. О. Ауэзова и в 1996-1999 годах выпущено в 5 томах. Казахстанский читатель через 60 лет вновь познакомился с произведениями известного художника и мастера слова.

В Казахстане и на родине писателя в Павлодарской области очень много делается для увековечения памяти Жусупбека Аймаутова. В Астане, Семее, Павлодаре и Баянауле его именем названы улицы. В Павлодаре Казахский музыкально-драматический театр носит имя Ж. Аймаутова. В 2003 году в аллее бюстов просветителей и академиков Павлодарского государственного университета имени С. Торайгырова был установлен бюст Ж. Аймаутова.

Творческое наследие Жусупбека Аймаутова является национальным достоянием республики, его имя заслуженно вошло в золотой фонд отечественной культуры и литературы.

 

14 ноября 2016 года

         

УТЕУБАЕВ Марат Толеутемирович  кандидат исторических наук, профессор Российской Академии Естествознания.

 

Республика Казахстан

Павлодарская область

141200, г. Экибастуз

улица М - Ауэзова 47-54

сотовый телефон: 8 7776547627