Russian Chinese (Traditional) English French German Turkish

Юнацкевич П.И.

 

Международная академия социальных технологий

Санкт-Петербург, 2017

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Становление гражданского общества 

 

Проблемы становления общества из равноправных граждан всегда волновали лучшие умы человечества.

В научной школе профессора Чигирева Виктора Анатольевича (Санкт-Петербург, 2017) понятие гражданского общества рассматривается как категория "афтепостмодерн".  В постмодерне гражданин умер как субъект влияния, с ним не считаются, ему не дают говорить, делать, его обворовывают и дурачат. Он  стал объектом манипуляций и утратил способность влиять на социально-экономические процессы. Все решают за него по утилитарному правилу: никому никогда ничего.

Профессор Чигирев Виктор Анатольевич

 

Вместе с тем, потребность возрождения субъекта существует. Энергия общества направляется на его возрождение. В нашем понимании – афтепостмодерн – это эпоха возрождения социального субъекта.

Основным критерием и признаком гражданского общества принято считать существование общественных организаций как негосударственных, гражданских структур, свободных от вмешательства государства в свою деятельность.  Жизнедеятельность граждан также регулируется за счет этических регуляторов, обеспечивающих работу института права и справедливость, которая устанавливается в обществе на дискурсивной основе.

Гражданское общество выступает центральной силой, поддерживающей развитие рыночной экономики и конкуренции, укрепляет демократические институты и политическое участие общества в самоуправлении и использовании государства как инструмента защиты общества от вызовов и угроз постмодерна. Это криминализация государства и использование государства как инструмента паразитирования организованных группировок, прикрывающих свой паразитизм лозунгами «всемерной заботы о народе».

Потребность в гражданском обществе обусловлена разочарованием граждан в государстве, которое у многих ассоциируется с «кормушкой» для «избранных» и «стражем несправедливости» для всех.  Люди начинают видеть в гражданском обществе новый способ общественных отношений, обеспечивающий большее благосостояние, которое декларирует государство, пораженное социальной болезнью «тотальная коррупция».

 

Путь граждан к благосостоянию

Вера в государство как  гарант прав и достойного уровня жизни граждан иссякает под гнетом реальности стремительного обогащения узкой группы лиц, не признанных обществом дельцов. Люди начинают искать другую форму жизни и обращаются к такой категории как гражданское общество, гарант благосостояния своих граждан.

Настрой людей достичь благосостояния приводит их к желанию разрушить государственно-патерналистскую модель государства как гаранта благосостояния и передать выполнение его обязательств общественным организациям и рынку. Предприимчивые граждане в условиях глобальной конкуренции стремятся к сокращению государственного сектора и к передаче ранее присущих ему задач третьему и частному сектору. С кризисом государства как гаранта благосостояния существенно связан также подъем неолиберальной политической программы действий как части глобальной капиталистической системы ведения хозяйства.

Сокращение роли государства как гаранта благосостояния граждан способствует развитию гражданского общества за счет появления новых технологий, обеспечивающих независимость общественных структур от вмешательства в их дела государственных структур.

Рациональным становится правило: меньше государства в частном деле и больше общественного внимания в любом деле. На этом рациональном правиле сделали свой капитал социальные сети. Именно они дали обществу инструменты налаживания произвольных коммуникаций и продвижения по этим каналам частных связей своей информации.

Это обстоятельство привело развитые демократические государства к очередному шагу в повышении благосостояния своих граждан. С другой стороны эти социальные сети стали враждебны криминальным государствам, так как люди стали свободно делиться информацией о том, что их благосостояние не растет, а наоборот, снижается из-за той или иной политики государственных структур.

Криминальные государства стали бороться с социальными сетями, подрывая общественное доверие к себе и по сути дела, осуществляя сценарий собственного самоубийства. 

Новая модель развития государственности стала сводиться к усилению независимости общественных структур и сокращению присутствия государства в частной сфере граждан.  Это и есть критерий развития современного государства – как можно меньше государства в частной и общественной жизни.

Такие вызовы и угрозы как криминал, терроризм и экстремизм стали порождаться в закоулках слабых государств, так как других способов оправдать падения благосостояния своих граждан нет. Поэтому нужен внешний враг. На его роль подходит экстремист и террорист, который не может возникнуть без помощи закрытых от общества государственных структур. На этого врага можно всегда перевести ответственность за ухудшение благосостояния граждан.

Однако граждане чувствуют, что не без участия государственных лиц происходит их планомерное ограбление и сокращение. Это фобическое чувство имеет под собой реальную основу. Социальную фобию недоверия к государству питают коррупционеры. Их по праву можно назвать врагами гражданского общества. Действуя рационально, они идут на обеспечение собственного устойчивого развития за счет общества, маскируя свой паразитизм потоками дезинформации со стороны наемных средств массовой информации.

Однако социальные сети эту монополию нарушили, и фабрики лжи стали вступать в борьбу с блогерами и просто гражданами, открыто в сетях выражающих свое оценочное мнение и уровень собственного скромного благосостояния.

Стало очевидно, что сильному государству нужна помощь сильного гражданского общества. В слабом государстве нет гражданского общества и по этой причине оно обречено на социальную смерть, самоубийство через тотальную коррупцию.

Чтобы развитие сильного государства и сильного гражданского общества было двусторонним, нужен дискурс, прямое общение граждан и публичных лиц. Это общение – источник силы для государства и общества. Оно порождает социальных активистов, которые дают обществу новые технологии получения благ, не доступных ранее.

 

Социально-оценочные сети

 

Очевидным благом, по мнению профессора Чигирева В.А., является ротация из государственной структуры социального паразита, который препятствует развитию благосостояния общества, присваивая себе монополию на распределение общественных благ.

Антимонополия сегодня – это предоставление обществу возможности самому решать, кого ратировать из органов государственного управления как паразита. Ясно, что такое благо обществу не стремятся дать. Но развитие современной науки таково, что технологию получения такого блага уже разработали и апробировали.

Эта технология получила название «социально-оценочные сети» (сокращенно «СОС»).  Термин «социально-оценочные сети» впервые введен в научный понятийный аппарат профессором Чигиревым В.А. в 2017 году в Санкт-Петербурге.

 

Социально-оценочные сети – это инструмент групповых оценок, доступный гражданскому обществу.  Он основан на эксплуатации одного из важных инстинктов человека – инстинкт оценивания.  Этот инструмент ученые  Чигирев В.А. и Селегень В.П. разработали и применили еще в годы СССР для демократизации кадровой политики в военно-космических силах, тем самым дав здоровый  кадровый приток в космические войска СССР и современной России.  В дальнейшем, члены и эксперты Международной академии социальных технологий эти методы адаптировали для нужд гражданского общества. Они не придуманы вчера, над ними мы работали не одно десятилетие еще во времена СССР.

Оценка социально-экономической обстановки – реакция распознания человека вызовов и угроз его личной безопасности. В условиях тщательной маскировки социальными паразитами ограбления человека под предлогом продажи или бесплатного за государственных счет предоставления ему того или иного блага, оценочный инстинкт забивается внешними воздействиями. Происходит притупление оценочного инстинкта. Формируется неадекватная оценка социально-экономической ситуации и человек становится жертвой «торговцев воздухом» (приобретает вредные для себя вещи, услуги, привычки).  Мы называем эту ситуацию «социальной дереализацией» - неадекватной оценкой ситуации, что приводит к ошибкам и к несоблюдению нравственного правила: человек начинает сам причинять вред себе, другим, среде обитания.

Чтобы выйти из состояния социальной дереализации, нужно использовать социально-оценочные сети, в которых гражданин может видеть оценочные реакции других людей. Эти реакции корректируются экспертным сообществом с нравственных позиций: эксперты дают оценку социальному событию или субъекту, применяя разные социометрические шкалы:

нравится-не нравится;

этично-не этично;

должно-не должно;

вредно-не вредно.

Социально-оценочные сети – это зеркало для каждого субъекта, в котором он может увидеть обратную оценку со стороны общества своего поступка или деятельности.  В случае положительной оценки субъект мотивируется на новые действия. В случае отрицательной оценки он ее игнорирует, потом протестует, потом корректирует свое поведение в случае неуспешной агрессии на социальное зеркало (желание разбить это зеркало заказным судебным решением, купить и назначать себе самому оценки и т.п.).

 

Таким образом, развитие гражданского общества может стать реальностью, если общество получит в пользование не только дискурсивные процедуры, но и социально-оценочные сети, которые станут средством и содержанием дискурса общества и всех его субъектов, включая государство.

Ребенок не может стать хорошим человеком, если ему любящие учителя и родители не будут регулярно давать свои оценки. Затем, когда ребенок превращается во взрослого человека, его также надо воспитывать, но на основе новой технологии – социальной оценки группы, в которой этот взрослый трудится. В случае, если взрослый пошел в политику и проник к механизму регулирования распределения общественных благ, всем его действиям нужна социальная оценка со стороны массы людей, т.е. общества. Без социальной оценки взрослый может легко из бывшего благовоспитанного мальчика или девочки превратиться в социального паразита, который относится к другим людям как объектам паразитизма, без привычки созидать для них.

 

Дискурсивно-оценочный метод

 

Дискурсивно-оценочный метод (сокращенно «ДОМ») лежит в основе «СОС» (социально-оценочных сетей). Обсуждение и оценивание является непрерывной гражданской процедурой. Она гарантирует сильное государство и сильное гражданское общество.

Сильное государство – это такое государство, в котором процесс установления справедливости осуществляется в социально-оценочных сетях («СОС»), сконструированных на основе дискурсивно-оценочного метода («ДОМ»).

Сильное государство – результат гражданского общества. Такое государство содержит маленький аппарат перераспределения общественных благ, так как это перераспределение отражается в социально-оценочных сетях и носит справедливый характер. Работают социальные лифты, которые выносят в элиту людей, имеющих нужную квалификацию и общественное доверие. Оно становится активной формой капитала и является основой рационального решения: нет общественного доверия – нет и любого дела, т.е. нет и денег.

Сегодня у любого слабого государства есть последний шанс – это запуск прототипа социально-оценочной сети,  способной уже завтра вернуть такому государству силу и влияние на международной арене.

Сильное гражданское общество – это общество дискурса и социальных оценок, воспитывающих детей и взрослых.  Причем это воспитание является не прямым, оно информально, не носит формального характера, но побуждает к нравственному выбору: не вредить себе, другим, среде обитания ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, других, среды обитания мыслью, словом и делом.

 

Экономика социально-оценочных сетей

 

Денежная единица гражданского общества – это доверие. В социально-оценочных сетях это доверие монетизируется и превращается в активную часть капитала.  Социальное зеркало отражает нравственную суть любого социального субъекта. Если нарушен нравственный закон – причиняется вред другим – то это оценивают другие и дают знать обществу, что оцениваемый субъект носитель вреда. Это приводит к утрате репутации, а затем и доверия. Раз доверия нет, то и денег тоже нет.  Инвестиция в ненадежного субъекта является рискованной и не осуществляется.

С другой стороны, процесс поддержания общественного доверия требует от субъекта соблюдения нравственного закона – не причиняй вреда себе и другим ни мыслью, ни словом ни делом; созидай для себя и других мыслью, словом и делом.  Тогда будут возникать положительные социальные оценки. Производят эти оценки другие. Для этого они используют социально-оценочные сети, которые становятся неотъемлемой частью жизнедеятельности граждан. Они по этим сетям сверяют свои жизненные ориентиры и ценности. Массовое использование таких сетей позволяет их рассматривать как объект экономики, достойный серьезных инвестиций.

 

Решение основного вопроса человечества

 

Еще ни кому не удавалось решить основную проблему человечества – как вести себя хорошо по отношению к другим в обществе плохо поступающих людей.  Социально-оценочные сети как социальное зеркало будет указывать на нравственные изъяны каждого в режиме реального времени. Оно будет  стимулировать к должному, нормальному, не вредному для себя и других поведению.

Так появится новый массовый социальный тип – человек нравственный, созидающий. Это обеспечит качественный скачек человеческой цивилизации, переход от человека паразитического к человеку гуманному, хорошо поступающему по отношению к себе и другим.

Но человеческая агрессия не исчезнет, конкуренция сохранится, войны не прекратятся. Однако инструментарий этой конкуренции станет цивилизованным, нелетальным, гуманным.  

В качестве частных коммерческих приложений к социально-оценочной сети будут разработаны игры для взрослых со сценариями, которые будут браться из самой жизни. Произойдет переход летальной конфронтации в игровое пространство для взрослых, которое будет с одной стороны виртуальным, с другой стороны реальным и изменяющим поведение человека как игрока и как реального гражданина в нравственную сторону. Убийства и самоубийства, воровство и коррупция станут прошлым, и будут новыми поколениями людей восприниматься как каннибализм, людоедство. Они станут недопустимыми по определению.

Индустрия приложений социально-оценочных сетей даст новые инструменты улучшения человеческих отношений во всех сферах жизнедеятельности. Это и новые сферы бизнеса, и инвестиций и развития нашей цивилизации.

Таким образом наше будущее – это развитие гражданского общества и его социально-технологическое обеспечение.

 

Юнацкевич Петр Иванович

Президент Международной академии социальных технологий

Санкт-Петербург, 2017

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Международная академия социальных технологий (МАСТ) – открытое сообщество специалистов по гражданскому обществу, социальных и гуманитарных технологов 

Наши ценности: не вредить себе, другим, природе, созидать для себя и других.  

Наши цели – развитие глобального открытого гражданского общества.

Наши методы – реализация дискурсивно-оценочного подхода во всех сферах жизнедеятельности человека.

 

Если вы разделяете наши ценности и цели, вы можете к нам присоединиться, стать членом МАСТ и получить статус член-корреспондента МАСТ или академика МАСТ, а также доцента или профессора института МАСТ (в академии 7 институтов).

 

Минимальные требования к кандидатам:

 1. Эксперт МАСТ - среднее образование, активная гражданская позиция.

 2. Доцент института МАСТ – высшее образование, участие в гражданском строительстве по направлению одного из институтов МАСТ.

 3. Профессор института МАСТ –  высшее образование, опыт преобразований в социальной сфере по направлению одного из институтов МАСТ.

 4. Член-корреспондент МАСТ - высшее образование, опыт преобразований в социальной сфере по нескольким направлениям институтов МАСТ.

 5. Академик МАСТ - высшее образование, опыт преобразований в социальной сфере по многим направлениям институтов МАСТ.

 

 Резюме о соискателе статуса Международной академии социальных технологий направлять по адресу:

academysoctex@gmail.com