Russian Chinese (Traditional) English French German Turkish

Экстренная психологическая и моральная помощь государственному служащему как жертве наведенного криминала и коррупции

 

Юнацкевич Петр Иванович

Международная академия социальных технологий

Санкт-Петербург,bosngov@yandex.ru

 

Отнесение профессии государственного служащего к профессии особого риска связано с возрастанием роли таких социально-психологических явлений как наведенный криминал и коррупция.

Противостоять наведенному криминалу и коррупции лицу, пребывающему на государственной службе, без экстремальной психологической и моральной помощи затруднительно. 

Наведенный криминал и коррупция – это неосознанное подражание одного чиновника поведению другого чиновника, который публично на его глазах ежедневно совершает действия криминальной и коррупционной направленности, и при этом никак не отвечает за свои поступки. Ответственное лицо без всяческой социальной ответственности наводит криминал и коррупцию как психоэмоциональное состояние на тех, кто с ними пребывает в служебном и неслужебном контакте.

Правовое сознание призвано удерживать чиновника в рамках закона и должностной инструкции. Однако случившийся в обществе нравственный холокост (кризис нравственности) привел к правовому нигилизму и аномии.

Пока бизнес-элита будет считать материю первичной, кризисы и катастрофы неизбежны, спрос на экстремальную психологию будет актуальным.

Примеры кризисов:

1.    Кризис представительской демократии:  нельзя найти собрание представителей, где большинство любого представительства было бы компетентным и некоррумпированным. Этот кризис очевиден и является прикрытием для так называемой власти сеньорите (получение внеправовых преимуществ при формальном равноправии).

2.    Кризис рациональности, т.е. намеренно или не намеренно доступ к знаниям, информации не может быть обеспечен в равной степени для всех.

3.    Кризис субъективности: люди выступают объектами манипуляций и не являются субъектами, нет способности к самостоятельному рассуждению и суждению. Апелляция к разуму и воле оказалась не состоятельной. Поэтому, меньшинство, обладающие хорошей волей и разумом банально забрало основные богатства.  Кризис, о котором все говорят сегодня, есть следствие банальной алчности и безнравственности этого самого меньшинства. Большинство  автоматически превратилось в объект посмодернистских манипуляций. Кризис настолько глубок, что скорее походит на катастрофу.  Этой связи значение новых знаний в области экстремальной психологии трудно переоценить.

Фактически признается наличие не вполне очевидного, но лежащего в основе всех кризисов, главного кризиса – кризиса нравственных устоев, другими словами – нравственного кризиса. Его основная черта – повсеместное господство социальных паразитов, безжалостно потребляющих общие планетарные ресурсы и ведущие человечество к вселенской катастрофе. Её существенный признак – аномия.

Аномия– чувство человека, которое он испытывает в ситуации утраты норм регулирования поведения в обществе и на государственной службе. Законы активно принимаются, но социально-психологические механизмы их обеспечения не запускаются, что приводит к разрыву правовой практики и социального поведения людей – участников правовых отношений.

Для многих в условиях аномии становится понятно, что любой правовой конфликт решается не правовыми инструментами – деньгами, коррупционным путем, или криминалом – криминальным давлением на участников правового процесса.

Вера в деньги как в Бога, религия денег стали идеологией-технологией, которая без объяснений форматирует поведение государственных служащих, делает его буквально экстремальным. Происходит столкновение нравственных устремлений (не вредить себе и стране) и утилитарных и гедонистических потребностей (все только для себя и ради себя), что развязывает руки для криминализации поведения государственного служащего и формирует источник длительного внутреннего психоэмоционального напряжения.

Подражание ответственного лица безответственному лицу является проблемой безопасности образования и государственной службы как профессии. Из педагогических систем выпадают носители знаний и нравственных качеств, их место зачастую занимают приспособленцы (вчера вещали о научном коммунизме и атеизме, сегодня ястребы либерализма, завтра патриоты страны, после завтра записываются в церковные служащие). Отсутствие личности, достойной подражания для студентов-будущих государственных служащих является дефектом их образованности. Над этим вопросом следует серьезно поработать всем организаторам образования в России: мы  утратили примеры подражания нравственным ценностям и созидательному профессиональному опыту. Из образования выпал воспитательный компонент. Его заполняет наведенный криминал и коррупция, превращая студентов старших курсов в убежденных мошенников, воспринимающих служение государству как личных бизнес, гешефт. Носители спекулятивно-криминальных схем все чаще оказываются в фокусе общественного внимания, СМИ. Это идеализирует образ чиновника – вора, рушит образ служителя народу, создает внутренний конфликт между присущей каждому человеку совестью и нравственностью с завистью гедонизму и бескорыстной любви к деньгам.

Образование есть передача социального опыта от его носителей к различным категориям населения (от детей до взрослых). Образование является непрерывным процессом. Человек учится и воспитывается всю жизнь. Это стало возможно за счет способности человека подражать  более эффективному поведению других. Такой пример нравственного служения обществу пора демонстрировать людям, чтобы не случалось экстремальных ситуаций слома государственной власти, саботажа и предательства. Важно дать возможность другим корректировать, буквально воспитывать нравственного чиновника, который легко пройдет любые экстремальные ситуации, он  не предаст и  не продаст свою страну.

Категория «другие» является важной категорией автопостмодерна.

Философия автопостмодерна предполагает возрождение субъекта (появление равного участника гражданского процесса – гражданина, мнение которого невозможно игнорировать или замолчать при принятии социально-значимого решения). Автопостмодерн предполагает возможность субъект-объектного перехода в социальных средах: субъект манипуляций при их осуществлении может превратиться в объект манипуляций.

Утрата человеком субъектности порождает стресс, создает критическую ситуацию и требует экстренной психологической помощи. Задача этой помощи – помочь человеку восстановить способность собственного влияния на процесс жизнедеятельности. Нужно поддержать стремление человека стать субъектом деятельности, в том числе и на государственной службе. Хаос ценностей и размытость нематериальных смыслов деятельности формирует сложную социально-экономическую обстановку, в которой принять нравственное решения для чиновника – это все равно, что совершить гражданский подвиг, это экстремальная ситуация. Для этого важно учить и воспитывать будущего чиновника быть субъектом профессиональной деятельности.

Экстренное восстановление и подержание субъектных свойств и качеств человека – важная прикладная задача экстремальной психологии.  Экстремальный психолог – это специалист, который не только занят восстановлением чувства психоэмоционального  благополучия. Это социальный технолог, который работая с психикой своего объекта воздействия, делает последнего способным активно преобразовывать окружающую действительность. Он восстанавливает утраченную способность быть субъектом деятельности для представителя профессии особого риска – честный чиновник.

Восстановление субъектной способности дополняется возрождением нравственности человека, которого волнуют проблемы двойных стандартов, расхождения слова и дела, публичного криминала и коррупции. Чувствуя социальную несправедливость и наблюдая публичное криминальное и коррупционное поведение, чиновник по сути превращается в лишенное морали существо, которое в дидактических целях мы условно назвали «когнитивной крысой» (крысой, способной порождать смыслы).  Это модель внутривидового агрессивного поведения человека в условиях рынка, утратившего этический регулятор и регулирующего отношения субъектов на основе этики денег (прав тот, кто печатает и торгует деньгами).

Разберем типологию когнитивных крыс.

Наша научная школа выделяет следующие социально-психологические типы поведения человека, деформированного нравственным кризисом, утилитарной психологией и верой в деньги как в Бога, превратившегося в когнитивную крысу - "баблососа":

«Крыса – экономикс»- это поведение человека в экономической сфере, утратившего этический регулятор и заменивший его на финансовый: цель деньги, идеал – много денег. Он торгует деньгами, поддерживает веру в деньги как в Бога, своим образом жизни доминирует над окружающими. Развиты три способности: добывать деньги, осуществлять размножение и резвиться, влиять на других, чтобы отнимать у них деньги и лучших самок или самцов. Он покупает всех и продает всех и все. Все измеряет и оценивает деньгами.

«Крыса – насиловик»- поведение человека в силовой сфере, утратившего этический регулятор и заменивший его на финансовый: цель деньги, идеал – много денег. Он торгует насилием, любит полный произвол, лучший метод ведения хозяйства для него это грабеж (война, локальный конфликт, спецоперация, провокация). Развиты три способности: добывать деньги, осуществлять размножение и резвиться, влиять на других, чтобы отнимать у них право на насилие и лучших самок или самцов.  Он не дает своим конкурентам возможности получать более совершенные инструменты грабежа, способы вооруженного насилия. Отбирает оружие у всех конкурентов.  Проводит политику насильственного разоружения своей будущей жертвы. Исповедует этику длинного меча – прав тот, у кого длиннее меч.

«Крыса – дуралекс»- поведение человека в правовой сфере, утратившего этический регулятор и заменивший его на финансовый: цель деньги, идеал – много денег. Он торгует правом, для всех остальных крыс он проводник за деньги через дебри права и суда. Любит полный правовой произвол, лучший метод ведения хозяйства для него это грабеж по всем правилам юриспруденции. Он умышленно создает ситуацию незаконности, чтобы уличив в ней свою жертву, её же и ограбить. Любит собирать и торговать компроматом. Развиты три способности: добывать деньги, осуществлять размножение и резвиться, влиять на других, чтобы выигрывать путем сговора любой процесс, уводить лучших самок или самцов.  Он вступает в сговоры с другими крысами, и торгуют для них судебными индульгенциями, именем закона объявляет незаконные действия как законные.

Исповедует этику сговора дуралексов – прав тот, кто хорошо платит следователю, или судье, или начальнику исправительного учреждения.

«Крыса – утешитель»- поведение человека в гуманитарной сфере, утратившего этический регулятор и заменивший его на финансовый: цель деньги, идеал – много денег. Он торгует словом, удачно продает болтовню, публичное говорение. Для всех остальных крыс он торговец бумагами за солидные деньги:

это справки для дураков, что они не дураки (документ об уровне образования);

рецепты (бумаги, в которых указан путь к исцелению, но смерть неизбежна);

проповеди (на возмездной основе утешает в том, что смерти нет, а там дальше есть лучший мир);

научный мусор (отчеты за бюджетные деньги о прорывах отстающих и потрясающих инновациях);

торговля чужими подержанными идеями (раб педагогического труда).

Он любит вещать об истине, лучший метод ведения хозяйства для него это утешение словом и бумагой. Он обвиняет всех в незнании, в неверии и продает знания и веру за оговоренные суммы.

Развиты три способности: добывать деньги, осуществлять размножение и резвиться, влиять на других, чтобы выигрывать путем говорения и производства бумаг, уводит лучших самок или самцов.  Он вступает в сговоры с другими крысами и утешает их на возмездной основе.

Исповедует этику сговора утешителей – знающий и верующий тот, кто состоит членом структуры утешителей и исправно платит взносы.

Однако человеческое существо в данных крысах создает внутренний морально-психологический конфликт, от разрешения которого зависит вектор очеловечивания когнитивной крысы. Тут важно помочь крысе превратиться обратно в человека. Для этого нужны соответствующие оценочные и коммуникационные инструменты.

Этические проблемы государственной службы порождают экстремальную психологическую ситуацию, без разрешения которой человек ускоренно стареет, умирает молодым от патологии, которая омолаживается. Это когда заболевания, встречаемые, как правило, в 60 лет, начинают встречаться в 30 лет.

Психологические проблемы порождения экстремальности государственной службы связаны с двойными стандартами: провозглашается одно (забота о гражданах, патриотизм, любовь, честность, открытость и т. п.), а реально руководствуются другим (алчность, деньги, потребление, обман по всем правилам юриспруденции).

Становление экстремальной психологии как научной дисциплины происходило в условиях кризисов на протяжении последних 100 лет. Потребность в экстремальной психологии стала актуальной, когда обозначился мировой финансовый кризис, в основе которого – нравственный кризис, кризис нравственных устоев.

Причины повышения внимания к экстремальной психологии.

Традиционная опора на разум и волю, характерная для западной цивилизации, оказалась тщетной и неспособной остановить мировой финансовый кризис. Разум большинства оказался слабым, не действенным, воля – дряблой. Поэтому обострились экстремальные состояния у всех категорий населения и профессий, вызванные агрессивной идеологией-технологией всевласти денег, веры в деньги как универсального регулятора поведения людей.

Нравственная государственная служба, исключающая экстремальные психические состояния государственного служащего, возможна при условии создания таких социально-технологических процедур, которые обеспечивают мотивацию нравственного поведения субъекта государственного управления.

Социальный паразитизм порожден естественным стремлением любого социального субъекта максимизировать свою выгоду. С отменой запрета на ссудный процент паразитические тенденции усугубились, приобрели глобальный характер. Наиболее прибыльным бизнесом стало печатание денег и торговля ими, а не производство материальных благ для обеспечения жизнедеятельности. В результате свобода оказалась жестко ограничена коррупцией, обусловленной социальным паразитизмом и связанной с ней организованной преступностью.

Организованная преступность– это творческая деятельность субъектов по реализации субъективного произвола в собственных целях. Организованная преступность, проникая в социальные структуры, превращает их в паразитические образования. Так общественные институты коррумпируются и переводятся в режим имитации, становятся симулякрами.

В частности, законодательная власть начинает генерировать законодательные акты, позволяющие социальным паразитам безнаказанно уходить от любой ответственности. Это и создает базу для наведенного криминала и коррупции у государственных служащих. Они становятся жертвами наведенного криминала и коррупции и нуждаются в экстренной психологической и моральной помощи.

Моральная помощь заключается в утверждении в человеке глобального  экологического принципа (ГЭП) и совмещения его с ценностями и целями государственного служащего.

Глобальный экологический принцип (ГЭП) – это не нанесение человеком ущерба себе, окружающим и среде обитания.

Из глобального экологического принципа следует глобальный этический принцип – это такое поведение субъекта, которое не наносит ущерб себе, окружающим и среде.

Глобальный этический принцип выступает универсальным регулятором любой человеческой деятельности, и в частности – государственной службы.

Нравственный принцип в государственной службе– это соблюдение государственными служащими в своем поведении нравственного правила «Правило трех С» (3С): не нанесение вреда себе, стране, среде обитания ни мыслью, ни словом, ни делом; созидание для себя, страны, среды обитания мыслью, словом, делом.

Чтобы государственный служащий был в адекватном психоэмоциональном состоянии, важно помочь ему не вступать в противоречие с самим собой. Это обеспечивает соблюдение правила «Три С».

Любое дело осуществляется в соответствии с Правилом 3С.

Гражданское согласие является важным условием исключения экстремальных ситуаций в государственной службе.

Гражданское согласиеможет быть негативным или позитивным. Оно выражается в визуализации результатов массовой этической оценки того или иного социального действия.

Обучение государственного служащего социальным технологиям позволяет им овладеть новыми инструментами для минимизации в государственной службе коррупционных и криминальных проявлений.

Социальные технологии– это способы обеспечения концентрации внимания граждан на определенных событиях или социальных действиях, сопровождаемые массовым этическим оцениванием.

Социальные технологии обеспечивают защиту государственного служащего от угроз со стороны социальных паразитов (криминал, коррупция).

Социальные технологии способствуют продвижению нравственного (не наносящего вред) чиновника во власть.

Коррупция, коррупционные проявленияявляются основным способом деятельности социальных паразитов, направленным на перераспределение в свою пользу материальных благ.

Технологии противодействия коррупции со стороны государственных служащих  основаны на применении социальных технологий.

Технология свободыможет быть использована в защите интересов государства как антикризисная технология. Суверенный субъект, могущий утверждать собственный порядок, структуировать хаосы независимо от воль других; может превращать других субъектов в объекты; заставлять их не вредить суверенному субъекту.

Коллективные оценочные действия способны задавать свои порядки, т. е. ограничивать субъективный произвол. Участие в коллективных оценочных действиях – условия возрождения субъективности специалиста.

Технология свободы – это, с одной стороны, полная свобода слова (социального действия); с другой стороны – ответственность за сказанное (социальное действие).

Важной технологией защиты от экстремальных состояний государственного служащего является глубокая демократия (народовластие). Это условие защиты чиновника и государства от экстремальных состояний, трагедий летальных, бифуркационных, взрывных, эксплозивных ротаций в социальных иерархиях всех уровней.

Угроза внеплановой ротации для государственного служащего является экстремальной. Она вводит его в особое состояние избегания криминала и коррупции, с одной стороны, а с другой – делает его более открытым к общественному воспитывающему воздействию.

Глубокая демократия (народовластие) технологически обеспечивается массовым применением дискурсивного подхода (дискурсивной этики) к регулированию процессов государственной службы и психоэмоциональному состоянию государственного служащего. Попадание чиновника в непрерывный дискурс делает его нравственным, он там не может проводить политику криминала и коррупции. Дискурс – это мощная технология лечения многих социальных заболеваний государства, таких как криминализация органов власти и коррупция.

Этическое регулирование государственной службы  позволяет чиновнику  защититься от криминала и коррупции, использующей легальные механизмы правового обоснования коррупционных и криминальных проявлений.

Углубление демократии тесно связано с вовлечением в процесс обсуждения управленческих решений максимального числа граждан, что способствует продвижению нравственного чиновника, не наносящего вред обществу и его государству.

Моральная и психологическая помощь государственному служащему  обеспечивается применением социальных технологий, позволяющих в режиме реального времени оценивать вред от социальных действий того или иного социального субъекта или проекта государственного решения.

Дискурс и этическое оценивание неразделимы как технология экстренной психологической помощи государственному служащему. Применение этой технологии порождает совесть как регулятор профессионального поведения на государственной службе.

Совесть– это осознанная и пережитая нравственная норма. Свобода – это осознанная необходимость и возможность поступать по совести (совершать нравственный выбор). Тысячи свидетелей не дают возможности «спать» совести и обеспечивают постоянное переживание нравственной нормы, которая защищает психику чиновника от наведенного криминала и коррупции.

Этическая оценка защищает государственного служащего от экстремальных состояний взрывной ротации (насильственного свержения власти, террор, революция).

Этическая оценка– это определение субъектом угрозы или реальной опасности причинения ему вреда со стороны других субъектов. Этическая оценка проявляется в виде выражения определенного (позитивного или негативного) отношения субъекта к социальным действиям других субъектов.

Этическую оценку можно осуществлять на основе применения шкал вреда профессора Чигирева Виктора Анатольевича (Институт нравственности, www.inrav.ruСанкт-Петербург).

В качестве заключения можно отметить следующее.

Этический регулятор поведения выпал из поведения чиновника и это порождает ситуацию экстремального состояния психики («нужно притворяться крысой, утратить человеческие качества и заниматься обманом и лично обогащаться, решать только свои вопросы благополучия за счет нанесения вреда другим»). Но причинение вреда другим создает социальное напряжение в обществе, и возвращается обратно в виде негативного гражданского согласия, взрывной ротации, экстремальной ситуации непредвиденного конца службы («посадят, убьют, дадут поживиться, отпустят за рубеж, потом ограбят и убьют»). Финансовый регулятор поглотил правовой регулятор поведения государственного служащего.

Актуальным для экстремальной психологии становится вопрос: как сделать так, чтобы государственный служащий не попадал в экстремальную ситуацию собственноручного создаваемого хаоса, нестабильности  и напряженности в обществе? Как сделать так, чтобы государственный служащий соблюдал правило «Три С», вел себя нравственно по отношению к себе, другим, стране, среде обитания. Для этого можно использовать в образовании государственных служащих дискурсивную этику. Она основана на фобии избегания вреда. Это инстинкт, который присущ любому человеку, обеспечивает сего самосохранение.

Чтобы чиновник сохранялся в органах управления, ему важно не утратить чувство вреда от собственных деяний для себя, других, страны и среды обитания. Этому способствует участие чиновника в дискурсе и массовая этическая оценка его действий в режиме реального времени. Тогда экстремальных состояний не будет, и государственное управление будет осуществляться более устойчиво и стабильно, удовлетворяя запрос граждан на социальное государство и установление социальной справедливости.

Традиционно человек открыт. Через коммуникации он получает опыт, который корректирует его поведение. Наведенный криминал и коррупция идут по закрытым, непубличным каналам коммуникаций чиновника и носителя спекулятивно-криминального опыта во власти. Тишина сговора обеспечивает наведенный криминал и коррупцию на государственных служащих. Создается экстремальная ситуация социального напряжения, катастрофы, структурной неустойчивости, непредсказуемых ротаций всех и везде.

Дискурс – публичная коммуникация, обладающая мощным психотерапевтическим эффектом и нравственной силой. В дискурсе любой чиновник становится нравственным, его чувства стабилизируются. Обратная социальная связь в виде этической оценки дает четкий жизненный и служебный ориентир в поведении на государственной службе.

Этический регулятор бесконечен, открыт, сам настраивается в процессе дискурса. Общество и его государство неустойчиво. Таким же свойством должен обладать и регулятор поведения в обществе и на государственной службе. Однако именно неустойчивые регулятор не допускает того, чтобы общество и государство шло к катастрофе, к экстремальной ситуации.

Современная миссия специалиста по экстремальной психологии – это диагностика этического регулятора в поведении государственных служащих и его поддержка, в случае экстремальной ситуации – наведенного криминала и коррупции на государственного служащего – диагностика и коррекция этой ситуации посредством организации дискурса и этического оценивания.

Старые регуляторы, на применение которых настроены образовательные стандарты (правовой регулятор, экономический регулятор) не работают. Они стали статичны и потеряли обратную связь с динамикой развития глобального открытого гражданского общества и сменой технологических укладов. 

Государственный служащий, став жертвой наведенного криминала и коррупции, с помощью поводырей проходит через дебри права так, чтобы уйти от ответственности. Уходит он в ситуации крайнего психоэмоционального напряжения. Для декриминализации государственного служащего нужен новый подход. Вот он – дискурсивная этика как технология для специалиста по экстремальной психологии.

Экстремальный психолог посредством организации дискурсивной и оценочной  процедур осуществляет профилактику экстремальной ситуации на государственной службе, содействует избеганию вреда для себя и других со стороны государственных служащих. Он учит их участию в дискурсе и оцениванию, учету оценок к самокоррекции поведения. Что и позволяет избежать экстремальные ситуации в обществе и государстве.

Таким образом, экстренная психологическая и моральная помощь государственному служащему как жертве наведенного криминала и коррупции может успешно реализована на основе применения социальных технологий дискурса и этического оценивания. Они возродят совесть, осуществят коррекцию самооценки чиновника, помогут ему стать на нравственный путь служения обществу, избавят от приступов жадности, гедонизма и утилитарного подхода к социально-психологической игре «Я чиновник».

Современная программа развития России сводится к одному предложению – сократить внутренний паразитизм. Это экстремальная ситуация, обуславливающая социальный заказ на специалистов по экстремальной психологии, способных технологически обеспечить безболезненное, эволюционное сокращение внутреннего паразитизма. Это и есть особый путь становления новой специальности – экстремальный психолог, обладающей собственным инструментарием оценки и влияния на поведение в  ситуации особых рисков для государственных служащих.

Ограничение внутреннего паразитизма – ситуация особого риска. Паразиты сознательно наносят вред другим для достижения личных гедонистических целей, и они не собираются сокращаться. Неизбежны ситуации сопротивления, мягкое регулирование которых доступно новым высоким гуманитарным и социальным технологиям, разработанным нашей научной школой в России.

 

Академия социальных технологий (АСТ) – открытое сообщество специалистов по гражданскому обществу, социальных и гуманитарных технологов 

Наши ценности: не вредить себе, другим, природе, созидать для себя и других.  

Наши цели – развитие глобального открытого гражданского общества.

Наши методы – реализация дискурсивно-оценочного подхода во всех сферах жизнедеятельности человека.

 

Минимальные требования к кандидатам:

 1. Эксперт АСТ - среднее образование, активная гражданская позиция.

 2. Доцент института АСТ – высшее образование, участие в гражданском строительстве по направлению одного из институтов АСТ.

 3. Профессор института АСТ –  высшее образование, опыт преобразований в социальной сфере по направлению одного из институтов АСТ.

 4. Член-корреспондент АСТ - высшее образование, опыт преобразований в социальной сфере по нескольким направлениям институтов АСТ.

 5. Академик АСТ - высшее образование, опыт преобразований в социальной сфере по многим направлениям институтов АСТ.

 

 Резюме о соискателе статуса Академии социальных технологий направлять по адресу:

academysoctex@gmail.com

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика