News AEST
- МАСТ
Образование третьего тысячелетия: философия, методология и технологии
Образование третьего тысячелетия: философия, методология и технологии
Юнацкевич П.И.
Сосунов И.Г.
Международная академия социальных технологий,
Санкт-Петербург
bosngov@yandex.ru
Аннотация: Республика Марий Эл – первая в России республика, начавшая обоснование содержания образования третьего тысячелетия. Мы опираемся на наши тысячелетние народные традиции, нравственность и высокопроизводительный труд. В статье дается характеристика содержания образования третьего тысячелетия – оно должно быть нравственным, обеспечивать переход с устаревшей парадигмы мышления (человек – паразитический, вредящий другим) к новой (человек не вредящий и созидающий).
Ключевые слова: образование третьего тысячелетия, дискурсивно-оценочный подход
Образование третьего тысячелетия – это обучение и воспитание человека нравственного, созидающего.
Человечество в ходе жизнедеятельности создает и передает новым поколениям опыт выживания и развития. Этот опыт перенимается естественным путем в ходе подражания людей друг другу. С появлением неравенства возникли различные исторические формы и уровни образования.
Важную роль во влиянии на общество играют элиты, представителям которых подражают другие категории населения, перенимают их ценности и отношения, которые переносят друг на друга. Образованная и нравственная элита является базой просвещенного общества, условием процветания граждан. Деформация нравственности элиты приводит к расколу в обществе и утрате воспитания из процесса образования. Это питательная среда для непрерывных взаимных грабительских войн и криминализации общества, появления двойных стандартов и эксплуатации человека человеком. Возникает социальный паразитизм, сотрясающий общество холодными и горячими гражданскими войнами и вооруженными конфликтами.
Появляются специфические субкультуры и знания, имеющие антиобщественных характер (терроризм, экстремизм, нацизм, криминал), возникает передача антиобщественного опыта в этих субкультурах.
Передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций.Именно поэтому воспитание неотделимо от развития человеческого общества: оно присуще ему с самого начала его возникновения. В этом смысле иной раз воспитание считают "общей и вечной категорией", подчеркивая положение о том, что как общественное явление, как специфическая деятельность по подготовке подрастающих поколений к жизни оно существует в обществе на всех этапах его развития.
Главным правилом воспитания является соблюдение в поведении каждого человека нравственного правила: не вредить себе, другим, природе ни мыслью, ни словом, ни делом; трудиться для себя и других мыслью, словом и делом.
Нравственный принцип – это способ поведения людей, обеспечивающий развитие человечества, основанный на учете и оценке каждым социальным субъектом ущерба (вреда), наносимого той или иной деятельностью (бездеятельностью) других социальных субъектов в процессе общения (дискурса).
Нравственность – особый настрой мышления и поведения социального субъекта, позволяющий не наносить ущерб (вред) себе, окружающим, среде обитания, гармония духовных и материальных устремлений и действий, баланс прав и обязанностей социальных субъектов.
Соблюдение нравственного принципа в воспитании позволяет получать новые поколения трудолюбивых и безопасных друг для друга людей.
Повседневная жизнь во многом опирается на традиции, и апелляция к ней — стандартный прием практической аргументации педагога и учителя.
Обращение к традиции — обычный способ аргументации в воспитании. Наши моральные установления и поступки в значительной степени определяются традицией воспитывать человека для других. В созидании для других, человек созидает и себя.
Все попытки обоснования или усовершенствования системы морали, абстрагирующиеся от традиции, неизбежно остаются декларативными и не имеющими никаких практических последствий.
Аргумент к традиции неизбежен во всех научных рассуждениях, в которые входит «настоящее» как тема обсуждения или как один из факторов, определяющих позицию исследователя. Воспитать человека нравственного можно только опираясь на его участие в традиции.
Это важная основа образования третьего тысячелетия – забота о воспроизводстве в обществе его традиций.
Проблемы современного образования России
Система образования в России за последние годы испытала множество сложностей, связанных как с внешними обстоятельствами глобального характера, так и с внутренними изменениями. Особенности современного периода развития России требуют на новом уровне учета проблем современного образования, в том числе проблемы высшей школы России.
Проблемы, существующие в высшей школе, вытекают из социального противоречия, порождаемого имущественным расслоением граждан, ростом бедности в стране и снижением платежеспособности многих категорий взрослого населения.
Сами знания для многих категорий молодежи утратили привлекательность, так как они видят, что экономическая и социальная карьера многих их сверстников ни как не связана с их образованностью. Получение образования стало восприниматься как ритуал получения формального допуска, получения документа об уровне образования, при сохранении необразованности и тяги к совершению преступлений по мотивам подражания некоторым молодым лицам, родители которых уводят своих детей-правонарушителей от всяческой ответственности, воспитывают уже не «золотую» а «бриллиантовую» молодежь, для которой учеба – лишняя трата времени.
Престиж знаний, образованности, профессионализма подвергается ломке. Это влечет за собой появление такой категории кадров, которые способны только перераспределять материальные блага в свою пользу, минуя стадию классической образованности.
В результате функционирования высококачественной советской системы образования выходили, без преувеличения, светочи научных знаний всех направлений. Военно-технический потенциал, армия и флот, некогда обеспечивающие незыблемый гарант безопасности советским гражданам под советской символикой - существуют и поныне, исключительно благодаря советским инженерам.
У общества складывается впечатление, что некоторые чиновники министерства образования прилагают усилия к переводу образования в формат профанации, имитации, симулякра (социальной структуры, имитирующей свои социальные функции). Наличие этого вредоносного обстоятельства обусловлено тем, что некоторые лица во власти стремятся лишь укрепить себя как территориальную организацию власти за счёт злоупотребления административного ресурса в свою пользу, и искажая демократию как форму правления, дискредитируя выборную технологию в глазах избирателей.
Нет оснований утверждать обратное, видя, сколь часто волеизъявление лиц, выражающиеся в стремлении получить высшее образование в особенности экономического, и юридического - подвергается забвенью в виду коммерческого подхода к приобретению статусных документов об уровне образования.
В настоящий момент времени наряду с правящим классом, - стоит государство в виде единоличных органов, которые не стесняются в выборе средств, когда благоустройство благополучия сводится к личному пространству. Цели, в угоду достижения которых, используются безнравственные средства – это безнравственные цели. Всё это характеризует уровень коррупции, и мздоимства в стране.
Образование - это индикатор социального благополучия. В том случае, если система образования претерпевает крах, то социальное благополучие будет подвергнуто увяданию. Отношение к образованию как объекту экономии бюджета – это следствие все той же безграмотности, поразившей наших управленцев в 90-е годы и оставшееся в наследство современному образованию.
Анализ деятельности образовательных учреждений свидетельствует о том, что некоторые деятели от государства явно недооценивают труд педагогов, ученых и вообще всех тех, кто работает в системе образования. И таким образом государство снижает свой интеллектуальный потенциал и степень своей независимости.
Из вышесказанного следует, что отнюдь не в интересах власти побуждать своими, идущими в противоречие со своей подлинной природой - действиями, - ставить общество в столь радикальное положение. Поэтому самому государству необходимо, активно взаимодействовать с различными формами общественных объединений на благо общей родины. Ибо только гражданское общество, законно и системно порицающее государство по факту выявления его пассивности в отношении развития системы образования (и иных элементах несостоятельности), способно изменить ход событий этого порядка вещей. Это упорядочит и сбалансирует все прорехи, складывающиеся в результате имеющих место фундаментальных изъянов и минусов в Российской системе образования, и не приведёт страну к последней инстанции под названием революция.
Впрочем, не всякая революция есть предвестник краха. В некоторых случаях революция как акт народной воли может отождествляться с понятием эволюция, что как стадия развития страны - есть её прогресс.
Нужно начинать не имитационный, а реальный масштабный диалог с населением страны, вовлекать его в образование и управление государством, создавать дискурсивные площадки взаимодействия власти и общества. Образование – это общественно-государственный процесс, основанием которого является педагогическое и научное общение всех участников этого процесса – учащихся, родителей, педагогов, ученых, администрации. В этом процессе суть образования третьего тысячелетия.
«Наша воля фактически уже определена желаниями и ценностями», считает известный немецкий философ Юрген Хабермас. Ценности денег как цели и идеала опасны для любого образования. Чтобы нравственные ценности стали основой образования, Юрген Хабермас предлагает дискурс. Это способ проверки спорного притязания на значимость посредством приведения аргументов в процессе диалога, осуществляемый с целью достижения общезначимого согласия. Опираясь на идеи Юргена Хабермаса, было модернизировано образование в Германии, оно стало еще более престижным в мире.
Диалог, а не тестовые и другие бюрократические контрольные процедуры – суть образования третьего тысячелетия.
Дискурс как основа государственно-общественной системы российского образования, должен конструироваться на следующих правилах:
участие в дискурсе открыто для любого способного к речи учащегося, родителя, учителя, педагога, ученого, руководителя учреждения образования при его полном равноправии со всеми остальными участниками дискурса;
в дискурсе запрещается осуществлять какое-либо принуждение в целях достижения согласия;
участники дискурса вправе действовать лишь на основе мотива достижения кооперативного и аргументированного согласия, имея общие ценности.
Общая ценность – человек, идеал – нравственный человек, который соблюдает этическое правило: не вреди и созидай.
По отношению к фактически существующему монологу некоторых чиновников от образования, дискурс является идеальной речевой ситуацией, обеспечивающей возникновение социального творчества участников образования.
Мы полагаем, что идеальная речевая ситуация представляет собой необходимую предпосылку, из которой должны исходить все участники фактических коммуникативных практик в образовании.
Дискурсивная процедура должна прийти на смену тестовым, приказным, монологовым практикам.
Если мы говорим об образовании третьего тысячелетия, то именно дискурсивность должна стать его основой. В речевой коммуникации появляется, корректируется и передается знание, порождаются новые смыслы, утверждаются или разрушаются ценности.
В общении происходит образование, в монологе оно утрачивается. По этой причине понятен всеобщий протест педагогической общественности в отношении ЕГЭ, бюрократизации и «интернет-капканов» для научной общественности, загнанной в непонятные для всех формальные оценки качества образования и науки, которым заменили общение педагогов и ученых с учениками.
Образование – это процесс, непрерывный коммуникативный акт, языковая реальность, поддерживаемая участниками учебной, воспитательной, экзаменационной дискуссии. Воссоздать эту реальность – задача образования третьего тысячелетия. Оценивать формальными инструментами эту реальность, административными инструментами, не прошедшими проверку педагогическим дискурсом, - означает губить образование и дальше, это мракобесие, невежество, подражание неудачным формам контроля образования без понимая его сути – дискурсивности, непрерывной речевой коммуникации.
Методология образования постиндустриального (информационного) общества или эпоха техники и компьютера
20 ноября 2009 года Совет глав правительств государств-участников СНГ утвердил План взаимодействия государств-участников СНГ по расширению применения дистанционных образовательных технологий на период до 2012 года, в котором исполнителем пункта 2.9 «Совершенствование средств и методов информальных образовательных технологий, разработка информационного и программного обеспечения информальной образовательной среды государств-участников СНГ» является Институт образования взрослых Международной академии социальных технологий.
Информальное образование – учебные и воспитательные воздействия, осуществляемые через управляемый хаос, среду (информационную среду сети Интернет). По сути, это средовые воспитательные и учебные воздействия, которые принимаются объектом воздействия, минуя стадию критики.
Институт образования взрослых выполнил принципиально новые работы по:
созданию рабочих моделей социальных сетей информального образования (влияния) на основе реализации информальных образовательных технологий;
учебному и воспитательному воздействию информационных среди моделированию новых сетевых инструментов информального образования в СНГ;
использованию квазиметрических измерительных шкал в управлении воспитательными и учебными неформальными воздействиями;
структурированиюи визуализации вербальных сетевых форумов (дискурсов), технологически обеспечивающих информальный образовательный эффект.
Специалистами Института образования взрослых получены принципиально новые результаты в теории и практике управления социальными ризоморфными процессами (управление хаосами).
Сегодня имеется возможность реализовать новые подходы к конструированию социальных сетей информального образования или сетей влияния с использованием новых видов сетевых зависимостей (воспитательных зависимостей от сети) субъектов пользователей сети. Эта сетевая зависимость формируется и корректируется обществом. Она конструируется с развитием у субъектов-пользователей специфической потребности влияния на окружающую среду (новый вид индивидуального воспитательного влияния на среду с получением так называемых «порций влияния»).
Другими словами, пользователь сети получает возможность в режиме реального времени влиять на социальные процессы, воспитывать конкретного социального субъекта, оценивая его социальные действия и имея возможность видеть результаты своего влияния.
Такого вида зависимость мотивирует субъекта на постоянное присутствие и работу в сети информального образования.
Модернизация даже небольших, например, локальных социальных сетей на базе новых подходов к использованию информальных образовательных дистанционных технологий позволяет создать и реализовать новый продукт для массового пользователя сети, способной стать глобальной образовательной средой третьего тысячелетия.
Каждый субъект получает свой инструмент влияния на процессы повседневной жизнедеятельности.
Модифицированные сети могут эффективно влиять на воспитание граждан, процессы устойчивого развития государств, противодействовать региональным и межрегиональным преступным административным бандформированиям, противостоять недобросовестной конкуренции, и т.п.
Каждый пользователь социальной сети нового поколения, получая порцию «влияния» (порцию власти), эффективно мотивируется на постоянное присутствие в сети, которое становится неотъемлемой частью его жизнедеятельности.
По сути дела, порции «влияния» выполняют функцию педагогического воздействия одного социального субъекта на другой.
Практическое внедрение результатов исследований Института образования взрослых уже сегодня реализовать то, о чем столько лет говорят специалисты в области гуманитарных наук на западе. Например, удалось реализовать принцип негативного гражданского согласия, что позволяет эффективно воспитывать граждан, минимизировать коррупционные проявления, сдерживать агрессию, в том числе и вооруженную.
Гражданское согласие(позитивное или негативное) – мнение социальных субъектов, выраженное в оценочной (многобалльной) форме, по поводу действий других социальных субъектов.
Визуализация негативного гражданского согласия в виде динамических картинок позволяет создать принципиально новые социальные сети информального образования (сети влияния). Их функцией будет не только информирование и коммуникация, но и полноценное информальное образование (обучение и воспитание средой) взрослого населения.
Это позволит преодолеть недостаток постмодернизма, где «субъект умер», и вновь говорить о возрождении субъекта (суверенного субъекта), без которого невозможна никакая реальная модернизация и созидание.
Сегодня мир только переходит к шестому технологическому укладу, и собственник новых социальных сетей может занять здесь лидирующие позиции, предложив миру эффективные процедуры, которые сочетают традиционную представительскую и прямую демократию. Это и есть новые подходы к образованию третьего тысячелетия.
Философская основа образования третьего тысячелетия – дискурсивно-оценочный подход
Основная проблема современности – неравенство в отношении распределения материальных благ. Она порождает все остальные проблемы: терроризм, экстремизм, войны, криминал, социальные болезни. Держится эта глобальная проблема на идее, захватившей умы и души граждан (мировоззренческая парадигма) – коммерческо-потребительский подход к организации жизнедеятельности (основная цель – прибыль, ценность – деньги, средство – торговля).
В итоге сформировался современный турбо-паразитический капитализм, обеспечивающий ускоренный рост материальных благ социальных паразитов и их воспроизводство.
Особенность турбо-паразитического капитализма заключается в том, что не нужно в несколько поколений монополизировать распределительный механизм материальных благ. Можно за несколько лет создать себе такой капитал, который ранее мог формироваться несколькими поколениями. В условиях турбо-паразитического капитализма человек, взявший за основу своего мышления идею личного обогащения любой ценой, захвативший место в распределительном механизме материальных благ, мгновенно обогащается и позволяет себе приобретать дорогие вещи (яхты, острова, и даже страны).
Прогресс технологий резко уменьшает количество рабочих мест и увеличивает количество ненужных людей. При турбо-капитализме мир становится полон лишних людей.
Прибыль, жажда наживы становятся основным мотивом, который обеспечивает устойчивость коммерческо-паразитической парадигмы.
Старые этические регуляторы в условиях турбо-капитализма теряют свою эффективность. В современной экономике многие гуманитарные технологии направлены на манипуляцию поведением человека. Информационные манипуляции (или «информационно-коммуникационный массаж мозгов») делают мир не познаваемым для большинства граждан.
Поэтому сегодня надо говорить о создании новых подходов к образованию третьего тысячелетия, которое будет решать вопрос этического регулирования поведения субъектов. Надо решить старую проблему: «Как заставить человека не поступать плохо по отношению к другим?». Для этого важно создать новую нравственную инфраструктуру общества.
В коммерческо-потребительской парадигме человек всего лишь инструмент получения прибыли, удовлетворения угрызений жадности. Современный турбо-паразитический капитализм не имеет духовного содержания и не может им обзавестись в принципе. Подражающие социальным паразитам руководители религиозных конфессий своей благополучной жизнью сами дискредитируют веру, которую давно превратили в источник личного обогащения, стали торговцами утешением. Это создает благоприятную ситуацию для размножения различных сект и псевдо-учений.
По этой причине задача образования третьего тысячелетия – смена мировоззренческой парадигмы.
Как же перейти к новой парадигме мышления, где основной ценностью будет человек? Но не просто человек (торгаш, делец, хитрец, ловкач, паразит и т.п.), а нравственный человек, не причиняющий вреда другим.
Проблему неравенства усугубляет глобальный паразитизм. В публичной сфере часто декларируется цель – благо народа.
Благо народа – это избавление от социальных паразитов. Ограничение социального паразитизма – редкий пример абсолютного социального блага.
Для смены мировоззренческой парадигмы нужны новые ценности, цели и средства.
Важнейшая ценность для общества – это человек.
Цель общества – нравственный человек.
Средства – идеология-технология нравственности, которая и была предложена нашим ученым профессором Чигирёвым Виктором Анатольевичем.
Идеология-технология нравственности является социальной технологией. Она включает в себя свободно принимаемую и разделяемую большинством социальных субъектов идею нравственности как идею не причинения вреда; и связанную с ней процедуру измерения нравственности социальных субъектов.
Измерение нравственности социальных субъектов осуществляется в процессе этической оценки их социальных действий. В результате каждый социальный субъект получает индивидуальный индекс нравственности, постоянно корректируемый в процессе дискурсивных практик.
Индивидуальные индексы нравственности социальных субъектов используются другими субъектами в обеспечении открытости гражданского общества и его государства.
Данная технология позволяет запускать в работу нравственные кодексы для различных социальных групп.
Одно из самых важных достижений профессора Чигирёва В.А. – это определение понятия «индекс нравственности». Это численный показатель вреда от социальных действий или бездействий субъекта. Формируется в процессе этического оценивания.
Информация о значениях индекса нравственности социальных субъектов является открытой и доступной.
Как же заставить человека не поступать «плохо по отношению к другим? Кто может его заставить так себя вести?».
Профессор Чигирёв В.А. дал ответ на это вопрос: «только другие!». Отрицать существование «других» людей невозможно. Можно вести дискуссию – «есть ли Бог или его нет», но «другие» люди присутствуют в жизни каждого человека. Это реальность.
«Другие» создают человека, дают ему имя, образование, культуру, Бога, делают его человеком, назначают его героем или преступником.
Профессор Чигирёв Виктор Анатольевич для созидания нравственного человека разработал технологию, которая может использоваться в образовании третьего тысячелетия.
Данная технология основана на глобальном экологическом принципе: не вреди себе, соседям, среде обитания. Из глобального экологического принципа следует глобальный этический принцип: веди себя так, чтобы не вредить себе, соседям, среде обитания.
Опираясь на глобальный этический принцип сформулировано бриллиантовое правило для общества или нравственное правило поведения «Три С»: не вреди себе, соседям, среде обитания ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды обитания мыслью, словом, делом. Это ядро практической этики.
Реализация нравственного правила «Три С» возможно в современных информационных виртуальных средах. Соединение возможностей IT-технологий и социальных технологий дает возможность создания дискурсивно-оценочных сред, где каждый оценивает поведение каждого.
Этот синтез позволяет создавать дискурсивно-оценочные регуляторы поведения (сетевые дискурсивно-этические регуляторы), выступающие рабочим механизмом образования третьего тысячелетия.
В чем состоит образование третьего тысячелетия? Его суть – улучшение социальных отношений за счет такого воспитания и обучения, которое позволяет гражданам добиваться постоянного снижения уровня социального паразитизма в обществе. Это обеспечивает эффект возникновения социальный справедливости.
Дискурсивно-оценочные регуляторы поведения (сетевые дискурсивно-этические регуляторы) – это виртуальные сетевые конструкции образования третьего тысячелетия, создающиеся на основе принципов, сформулированных профессором Чигирёвым Виктором Анатольевичем:
Принцип дискурса: все должно обсуждаться.
Принцип открытости: обсуждение и оценка в обществе являются открытыми и общедоступными процедурами, в которых по произволу может принять участие каждый.
Принцип автора: субъект дискурса и оценки должен быть известен всем, его идентификационные данные гарантируют возможность обратной связи с ним обсуждаемого и оцениваемого социального субъекта для коррекции позиций и установления справедливости.
Принцип комментария: каждый участник дискурса и оценки может комментировать как свою позицию в дискурсе и оценку, так и позицию другого участника дискурса и оценки.
Принцип шкалирования (оценивания): все должно оцениваться, объект дискурса и оценки рассматривается с помощью «лингвистической линзы» – шкалы оценки вреда, применение которой позволяет наглядно увидеть субъекту и объекту дискурса и оценки значения массовой этической оценки и их динамику в зависимости от поведения оцениваемого субъекта.
Принцип визуализации (наглядности): простота, доступность и ясность представления и визуализации дискурса и массового этического оценивания в информационных средах.
Разработка и запуск в работу дискурсивно-оценочных регуляторов поведения социальных субъектов позволит создать образование третьего тысячелетия как глобальную образовательную среду.
Дискурсивно-оценочные регуляторы поведения – это перспективное средство образования третьего тысячелетия, которое невозможно без дискурсивно-оценочных сред.
Уровень развития высоких гуманитарных и социальных технологий позволяет при внедрении дискурсивно-оценочных регуляторов не апеллировать к политическим институтам. Это движение может идти по пути частных проектов и общественных инициатив, направленных на переход образования России на новые стандарты образования третьего тысячелетия.
Дискурсивно-оценочные регуляторы реализуют идею влияния каждого на других. Участие в массовой этической оценке приводит к формированию социально активных граждан, способных созидать и влиять.
Дискурсивно-оценочные регуляторы – это механизм достижения общественного согласия.
Дискурсивно-оценочные регуляторы делают социального паразита культурным изгоем цивилизации.
Дискурсивно-оценочный подход – это и есть фундаментальное достижение научной школы профессора Чигирёва Виктора Анатольевича и его личный вклад в разработку философии и методологии образования третьего тысячелетия.
Технологии образования третьего тысячелетия
Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности и создание у нее заданных отношений к себе, другим и стране. Создаются и поддерживаются одобряемые обществом поступки, закрепляются нужные знания, традиции и обычаи, регламентируется поведение человека в соответствии с нравственным правилом: вести себя нужно так, чтобы не причинять вреда себе, другим и стране. Осуществляется формирование способности целенаправленно заниматься какой-либо деятельностью, требующей усилий, созидания для себя, других и для страны.
Пережитком раннего этапа развития России стало ослабление воспитания личности, что привело в ряде случаев к утрате способности к созидательному труду, не возможности прилагать усилия к достижению какой-либо цели. Жизнь для собственного удовольствия без привычки трудиться породила лиц, профессионально непригодных к государственной и муниципальной службе, производственной, предпринимательской и общественной деятельности, сформировала паразитарные установки и стала питательной средой для криминализации общества, устремления к получению легкой наживы.
Набор технологий, методов, ритуалов, практических действий, призванных формировать из ребенка и подростка гражданина в соответствии с представлениями старшего поколения и государственной власти существенно ослаб. Многие практики социализации детей перестали носить системный характер, в образовании сохранился учебных блок и выпала воспитательная компонента.
С появлением социальных сетей воспитательная работа была перехвачена сетевыми сообществами и собственниками информационно-коммуникационных ресурсов иностранного происхождения, в которых такие явления как трудолюбие, нравственность, гражданственность и патриотизм были размыты.
Профессиональные участники воспитания (родители, учителя, педагоги, работодатели и руководители) стали утрачивать способность корректировать поведение детей, появилось поколение необразованной молодежи, исповедующей сугубо утилитарное, монетарное неэтичное (безнравственное) отношение к другим и стране. Двойные стандарты стали все шире распространятся в обществе. Люди перестали доверять друг другу, общественным, частным и государственным организациям. В итоге возникла угроза утраты гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения и взрослых.
Для преодоления этой ситуации можно разработать и применить технологическое обеспечение, которое дополнит традиционную культуру России, где социализация подрастающего поколения производилась всеми членами гражданского общества как часть обычной жизни России.
В основу технологического обеспечения воспитания гражданственности и патриотизма подрастающего поколения России положено этическое основание: сначала воспитывается гражданин, а потом патриот. Гражданин – это человек, соблюдающий нравственное правило: не вреди себе, другим и России; созидай для себя, других и России; цени и уважай Россию – страну высокой культуры и нравственности. Настоящим патриотом может быть только нравственный человек. Он не предаст и не продаст Россию. Безнравственный гражданин – это предатель на войне, вор или паразит (человек без привычки трудиться) в мирной жизни.
Ключевая задача воспитания гражданственности и патриотизма – привитие привычки нравственных поступков на каждый день.
Динамику общества, элит, приток свежих сил и средств в экономику обеспечивают не столько деньги, сколько люди. Качество человеческого фактора измеряется нравственностью, т.е. соблюдением такого поведения, которое не причиняет вреда другим. Это обеспечивает возникновение взаимного доверия друг к другу, к общественным, частным и государственным организациям, приток новых сил и средств как в частные, так и в государственные отношения.
Для технологического обеспечения воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения нужно создать в России дискурсивно-оценочную среду, которую государство и гражданское общество будут использовать для непрерывной коррекции поведения и самооценки человека. В этой среде человек будет постоянно отвечать на вопросы:
Кто ты есть?
Как тебя оценивают другие?
Идентификация каждым жителем России себя как нравственным гражданином и патриотом принципиально важна и обеспечивается дискурсивно-оценочной средой.
Основа воспитания – это технология введения во все сферы жизнедеятельности России этического информационного инструмента, обеспечивающего оценивание поведения и фрагментов поступков каждого человека. Без оценки поведения его коррекция не возможна. Каждому молодому человеку нужна обратная социальная связь. Без системы обратной связи воспитание гражданственности и патриотизма невозможно.
Оценка поведения складывается из оценки фрагментов поведения. Для этого необходима система массового, группового оценивания, его учет и обработка.
Этическая оценка– определение уровня нравственности социального субъекта.
Шкала этической оценки (бинарная, десятибалльная и т.п.) – способ оцифровки и визуализации оценки уровня нравственности социального субъекта.
Массовая этическая оценка – оценка социальными субъектами действий (нравственности) любых других социальных субъектов с позиций нанесения или ненанесения ущерба (вреда) в целях достижения гражданского согласия для блокирования безнравственных (порочных, паразитических) решений и действий.
Мы разработали систему воспитания нравственного человека как систему массового этического оценивания (Институт нравственности, www.inrav.ru). Для запуска данной системы в технологии образования третьего тысячелетия важно практическое участие всего педагогического сообщества России и поддерживаться оно будет подвижниками отечественного просвещения.
Таким образом, образование третьего тысячелетия строится на реализации дискурсивно-оценочного подхода, который позволит получить человека нового качества – человека нравственного, созидающего, который придет на смену человеку паразитическому, безнравственному, артефакту истории образования последних двух тысячелетий непрерывных горячих и холодных войн, неравенства и несправедливости.
Литература
Чигирев В. А. О перспективах развития личности и государства. Нравственный путь безнравственной цивилизации / Под ред. П. И. Юнацкевича. – СПб.: Институт собственности 2004. – 44 с.
Чигирев В. А. Идеология нравственности / Под ред. П.И. Юнацкевича. – СПб.: Институт собственности, 2004. – 20 с.
Чигирев В. А. Нравственный путь безнравственной цивилизации / Серия книг: Теория и методика профессионального образования и воспитания взрослых / Под ред. П. И. Юнацкевича. – СПб.: Институт нравственности, 2005. – 72 с.
Агафонов С. Ю., Горюнков С. В., Чигирев В. А., Юнацкевич П. И. Демократия умерла? Да здравствует демократия / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых. – СПб.: Институт нравственности, 2005. – 32 с.
Агафонов С. Ю., Горюнков С. В., Матвейчук Е. Ф., Чигирев В. А., Юнацкевич П. И. Глобальное управление и нравственный принцип / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых / Под редакцией В. А. Чигирева. – СПб.: Институт нравственности, 2006. – 20 с.
Юнацкевич П. И. Философские основы строительства социального государства: идеология нравственности / Под ред. В. А. Чигирева / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых. – СПб.: Институт нравственности, 2006. – 10 с.
Горюнков С. В., В. А. Чигирев, П. И. Юнацкевич. Нравственное возрождение России и проблема смены мировоззренческой парадигмы: Учебно-методическое пособие / Под ред. В. А. Чигирева / Серия книг: Нравственный путь человечества. – СПб.: Институт нравственности, 2007. – 32 с.
Юнацкевич П. И. Нравственный кодекс Педагога России / Серия книг: Нравственный путь человечества. – Челябинск: Институт нравственности, 2007. – 18 с.
Юнацкевич П. И. Основы нравственного учения для государственных служащих: Учебное пособие / Под редакцией В. А. Чигирева/ Серия книг: Нравственный путь человечества. – Челябинск: Институт нравственности, 2007. – 120 с.
Чигирев В. А., Юнацкевич П. И. Обоснование автоматизированной системы демократизации государственного управления и индивидуализации воспитательного процесса «Глобальная нравственность» (ГЛОН). – СПб.: ПАНИ, 2008. – 24 с.
Юнацкевич П. И., Чигирев В. А. Путь России к социальному государству: Методическое пособие для нравственного просвещения. – СПб.: Институт нравственности, 2008. – 10 с.
Юнацкевич П. И. Беседы о нравственности государственных служащих: Методическое пособие для государственного строительства. – СПб.: Институт нравственности, 2008. – 38 с.
Юнацкевич П. И., Чигирев В. А. Технология свободы: Методическое пособие для нравственного просвещения. – СПб.: Институт нравственности, 2008. – 8 с.